+7 (48673) 2-18-51
Наш адрес: 303500, Орловская область, г. Новосиль, ул. Пионерская, д. 60
 
 
 
 
 
 

Служба ранней помощи в ДОУ

    Служба ранней помощи "Рябинушка"

    Консультация консультативного пункта 

    Наш девиз:

    «Вмешаемся в проблему раньше, чем она вмешается в счастье ребенка»

    Кто поможет малышу?

    Когда родители узнают от врача в роддоме, больнице или детской поликлинике, что их малыш не такой, как все, их нередко охватывает отчаяние: как учить, лечить, воспитывать этого кроху? Да, сегодня все слышали, что с детьми, имеющими нарушения в развитии, можно и нужно заниматься, но куда обратиться за помощью и поддержкой?...

    Уже несколько лет в нашей стране развивается система ранней помощи особому ребенку. Психологи и педагоги Петербургского института раннего вмешательства и Института коррекционной педагогики РАО в Москве работают с детьми, у которых нарушено познавательное развитие, снижен слух, имеются серьезные проблемы со зрением, нарушена двигательная система. Эти исследования убедительно доказали, что, если отклонения в развитии малыша выявлены достаточно рано в первом полугодии жизни, и с ребенком сразу начали работать педагоги и психологи, можно добиться хороших результатов, и прогноз, который первоначально давали медики, может не оправдаться.

    Наиболее часто задаваемый родителями вопрос, почему же начинать занятия нужно так рано? Не лучше ли подождать, пока малыш подрастет, окрепнет?

    Ответ: в первый год жизни и, особенно впервые полгода мозг младенца запрограммирован на интенсивное развитие. Именно в этот период закладываются основы речи, формируются первые двигательные навыки, развивается зрение и слух. В течение всей последующей жизни мозг больше никогда не будет столь активно и бурно расти и развиваться. И если в это время, пока больной ребенок по своему опыту почти ничем не отличается от здорового, начать заниматься, очень многих проблем можно избежать. Маленький ребенок обладает колоссальными способностями для восстановления и развития, но сам он эти возможности реализовать не может. Ему необходима помощь взрослых: грамотного специалиста и близкого взрослого, обладающего необходимыми знаниями и навыками.

    Служба ранней помощи призвана оказать психологическую и профессиональную поддержку семье, обеспечить родителей необходимой информацией о возможностях ребенка, научить их наблюдать и понимать поведение малыша, постепенно, шаг за шагом, вводя его в жизнь семьи, ближайшего окружения и в социум.

    Службы ранней помощи открываются на базе детских садов. Ребенок, в возрасте от 2 месяцев до 4-х лет, приходит сюда вместе с мамой на специальные занятия: с логопедом, дефектологом, психологом, социальным педагогом, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем, другими специалистами. Каждый ребенок индивидуален и нуждается в индивидуальной, ориентированной именно на него помощи. Чем раньше начнется помощь проблемному ребенку, тем более эффективной она будет в психологическом и эмоциональном плане. Родители могут и должны помогать своему малышу, в их силах изменить его судьбу.

    Подготовка индивидуального маршрута развития — одна из главных задач службы ранней помощи. Ведь многие малыши с особенностями развития к четырем годам могут быть не готовы оставаться на какое-то время без родителей, взаимодействовать со своими сверстниками, такие малыши нуждаются в дополнительной поддержке педагога-психолога, дефектолога, логопеда, а кто-то к двум-трем годам практически полностью выправляется и готов посещать обычный садик. Но некоторые ребятишки, имеющие очень серьезные проблемы здоровья, могут обучаться только в специализированных детских садах.

    Равноправные партнеры службы ранней помощи: роддома, отделения детских больниц по выхаживанию недоношенных, районные поликлиники, психоневрологические диспансеры, т.е. все те, кто по долгу службы первыми замечают, что с ребенком не все благополучно. С того момента, как медики определили проблему и поставили диагноз, к работе подключаются специалисты педагоги. Тогда, когда знание медиков соединяется со знанием педагога и психолога, можно получить хороший эффект в развитии малыша.

    Главное — не отчаиваться и как можно раньше обращаться в службу ранней помощи.

     

    Служба ранней помощи

    Служба ранней помощи (Консультпункт) создана на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 «Рябинушка» г. Новосиля, Орловской области для детей от 2-х месяцев до 8-ми лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Целью деятельности Службы является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

    Основными задачами Службы являются:

    - оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

    - осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

    - включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

    В Службу принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей) и на основании медицинского заключения (рекомендаций) о состоянии здоровья ребенка. Занятия с детьми специалисты Службы проводят с обязательным участием родителей (законных представителей); возможно одновременное участие двух различных специалистов. Максимальная нагрузка индивидуальных и групповых занятий с ребенком не должна превышать 3 часа в неделю. Индивидуальная работа специалистов Службы составляет:

    - с детьми – 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;

    - с родителями (законными представителями - 1,5 часа и проводится не реже одного раза в месяц.

    Групповая работа специалистов Службы составляет:

    - с детьми – 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;

    - с родителями (законными представителями) – 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.

    Наполняемость групп составляет:

    - с нарушениями развития (риском нарушения) – 4 ребенка;

    - с множественными нарушениями – 2 ребенка.

    Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется диагностическим обследованием ребенка, по итогам которого: - дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в Службе и направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута; - дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия в Службе и по достижению 8-ми летнего возраста направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

    Специалисты Службы имеют право на выезд домой к ребенку в случаях:

    - обследования семьи и ребенка в естественных условиях 2 раза в год (продолжительность посещения до 3-х часов);

    - наличия у ребенка множественных нарушений развития, не позволяющих регулярно посещать занятия в Службе, 1 раз в две недели (продолжительность посещения до 3-х часов).

     

     

     

    Приложение 1

    к приказу отдела общего образования,

    молодежной политики и спорта

    администрации Новосильского района

    № 93 от 29 августа 2014 г.

     

     

    Положение

    о консультативном пункте

    на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

    детский сад № 2 «Рябинушка» г. Новосиля, Орловской области.

     

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

    1.1. Настоящее Положение, призвано регулировать консультативную, методическую, практическую, коррекционную, образовательную, социальную деятельность консультативного пункта(Служба ранней помощи), созданного на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2 «Рябинушка» г. Новосиля, Орловской области на основании приказа отдела общего образования, молодежной политики и спорта администрации Новосильского района № 93 от 29 августа 2014 года «Об организации работы консультативного пункта».

    Служба ранней помощи организуется для детей дошкольного возраста, которые не могут посещать дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

    Деятельность службы ранней помощи основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, психокоррекции, развитию коммуникативных способностей, осуществления психологической поддержки развития личности детей. Служба ранней помощи реализует коррекционные и образовательные программы, а также психологическое сопровождение семьи.

    1.2. Служба ранней помощи в своей деятельности руководствуется Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Международными актами в области защиты прав ребенка, ФГОС, Уставом МБДОУ, настоящим Положением.

    1.3. Целью создания Службы ранней помощи является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 8 лет с нарушениями развития (риском нарушения), существенно затрудняющими их функционирование, и их семьям, находящихся в кризисных ситуациях, обучение и социальная адаптация детей, формирование у них предпосылок учебной деятельности, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

    1.4. Основными задачами Службы ранней помощи являются:

    - оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

    -осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

    - проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 8 лет с нарушением развития (риском нарушения);

    - реализация образовательной программы МБДОУ в разделе коррекционной работы, опираясь на особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

    -включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей;

    - обучение родителей (законных представителей) учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии (риском нарушения);

    1.5.МБДОУ обеспечивает условия для организации работы Службы ранней помощи.

    1.6. Работники Службы ранней помощи несут ответственность за соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным и психофизическим возможностям детей, требованиям охраны жизни и здоровья детей.

     

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ

     

    2.1. Пребывание ребенка в Службе ранней помощи осуществляется за счет средств бюджета.

    2.2. Служба ранней помощи создается учредителем.

    2.3. Служба самостоятельно разрабатывает годовой план работы и расписание занятий, утверждаемые администрацией Организации.

    2.4. Содержание работы определяется программами, которые могут быть:

    -типовыми (рекомендованными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой и др.);

    -адаптированными (переработанными специалистами Службы ранней помощи, исходя из целей и задач по реабилитации конкретного ребенка);

    -авторскими (разработанными специалистами Службы ранней помощи и утвержденными в установленном порядке).

    2.5.Технологии и методы работы специалистов Службы ранней помощи определяются самостоятельно исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка.

    2.6.В Службу ранней помощи принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей) и на основании медицинского заключения (рекомендаций) о состоянии здоровья ребенка.

    2.7. Основными видами работы с ребенком и его семьей являются занятия, консультации (включая домашние визиты), а также тренинги для родителей (законных представителей).

    2.9. Занятия с детьми специалисты Службы ранней помощи проводят с обязательным участием родителей (законных представителей); возможно одновременное участие двух различных специалистов.

    2.10. Максимальная нагрузка индивидуальных и групповых занятий с ребенком не должна превышать 3 часа в неделю.

    2.11. Индивидуальная работа специалистов Службы ранней помощи составляет:

    - с детьми -1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;

    -с родителями (законными представителями) - 1,5 часа и проводится не реже одного раза в месяц.

    2.12. Групповая работа специалистов Службы ранней помощи составляет:

    -с детьми - 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;

    -с родителями (законными представителями) - 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.

    2.13. Наполняемость групп составляет:

    - с нарушениями развития (риском нарушения) - 4 ребенка;

    - с множественными нарушениями развития - 2 ребенка.

    2.14. Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется диагностическим обследованием ребенка, по итогам которого:

    - дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в Службе ранней помощи и направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута;

    -дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия в Службе ранней помощи и по достижению 8-летнего возраста направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

    2.15. Диагностическое обследование проводится специалистами Службы ранней помощи, по мере необходимости могут быть привлечены специалисты Учреждения.

    2.16. Специалисты Службы имеют право на выезд домой к ребенку в случаях:

    -обследования семьи и ребенка в естественных условиях 2 раза в год (продолжительность посещения до 3-х часов);

    -наличия у ребенка множественных нарушений развития, не позволяющих регулярно посещать занятия в Службе, 1 раз в две недели (продолжительность посещения до 3-х часов).

    2.17. При наличии у ребенка выраженного нарушения развития, не позволяющего регулярно посещать Службу ранней помощи, а также с целью обследования ребенка в естественной среде в различных режимных ситуациях и семьи предусматривается выезд специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя) на дом. Продолжительность домашнего визита специалиста составляет от 1-го часа до 2-х часов (1 час на занятие с ребенком, от 30 мин. до 1 часа на консультирование родителей (законных представителей). В связи с посещением детей на дому время, затраченное на дорогу к ребенку, включается в общее рабочее время специалистов.

     

    3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

     

    3.1. Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеанс, консультация, тренинг и др.

    3.2. Организация коррекционно-образовательного процесса Службы ранней помощи регламентируется годовым планом образовательного учреждения и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно (по согласованию с учредителем).

     

    4. УЧАСТНИКИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    .

    4.1.Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические, социальные и медицинские работники.

    4.2.Прием (отчисление) в Службу ранней помощи регулируется уставом образовательного учреждения с учетом особенностей, установленных настоящим положением.

    4.3.В Службу ранней помощи принимаются дети от 2 месяцев до 8 лет, по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, справки о состоянии здоровья ребенка из поликлиники.

    4.4.Для организации деятельности Службу ранней помощи в состав входят следующие штатные работники:

    - Чаганова В.Н.- руководитель консультпункта,: заведующая МБДОУ

    - Голубятникова Е.И. - медсестра

    - Слепченко Н.В.- старший воспитатель МБДОУ

    -Белозерцева С.Н. руководитель по физической культуре

    - Белоцкий А.В. музыкальный руководитель МБДОУ

    Воспитатели общеразвивающих групп

    4.5. Учреждение, в соответствии со своими уставными целями и задачами, может реализовывать образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе).

    4.7. Отчисление ребенка производится:

    –по заявлению родителей (законных представителей);

    –при систематическом невыполнении родителями (законными представителями) договора со Службой ранней помощи;

    – на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии

    4.8. Родители (законные представители) детей имеют право:

    – знакомиться с ходом и содержанием коррекционно-образовательного процесса,

    – посещать занятия и участвовать в них;

    – знакомиться с Уставом учреждения и другими документами, регламентирующими коррекционно-образовательный процесс;

    4.9. Родители (законные представители ) обязаны обеспечить:

    – посещаемость детьми консультаций и занятий, выполнение ими требований Положения Службы ранней помощи.

    – своевременную постановку в известность сотрудника Службы ранней помощи о возможном отсутствии на обследовании, консультации или занятии;

    – надлежащее выполнение рекомендаций специалистов.

     

    5. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ В СОСТАВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

     

    5.1. Служба ранней помощи прекращает свою деятельность по решению Учредителя.

     


    В этом разделе:
    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Прием детей в дошкольную организацию
           
    Заместители руководителя образовательной организации
           
    Учебный процесс